[ad_1]
Спустя три месяца после трагедии Charlie Hebdo графический дизайнер, писатель и издатель Эдриан Шонесси размышляет о значении «творческой свободы»…
Понятие свободы слова закреплено в западных демократиях. Но достаточно вспомнить Wikileaks и Эдварда Сноудена, чтобы понять, что наши лидеры лишь на словах поддерживают эту концепцию. То же самое и с нами, широкой публикой. Очень немногие из нас на Западе говорят, что не верят в свободу слова.
Но что, если вы взяли в руки журнал с рисунком на обложке, высмеивающим инвалида, или жертву изнасилования, или представителя расового меньшинства? Большинство людей на Западе считают, что это мишени, которые не должны подвергаться насмешкам или сатирическим комментариям.
Так почему же мы не одобряем мусульман, возражающих против рисунков, на которых пророк Мухаммед предается половым актам? Конечно, на Западе мы справедливо считаем убийство совершенно неприемлемым ответом на богохульство. И подавляющее большинство мусульман согласны с тем, что то, что сделали убийцы Charlie Hebdo, было антиисламским и бесчеловечным.
Но мы знаем, почему это произошло, и мы знаем, что тот, кто вырос в исламской общине в Европе и видит, что его или ее приемная страна находится в состоянии войны с мусульманскими странами, не имеет такого же мировоззрения, как жители Запада.
Представьте теперь, что мы берем журнал, и на его обложке есть рисунок, на котором Дэвид Кэмерон, Эд Миллибэнд, Ник Клегг и Найджел Фарадж занимаются групповым сексом. Или Папа, архиепископ Кентерберийский и главный раввин на свингерской вечеринке.
Конечно, некоторые люди будут оскорблены, но лишь немногие хотели бы, чтобы эти рисунки были запрещены. Остальным из нас понравится сатирический комментарий, присущий рисункам, и никто из нас не хотел бы, чтобы карикатуристы были убиты.
Чем эти обложки отличаются от первой партии? Мишени второй группы — высокопоставленные политики и религиозные лидеры — имеют влияние и авторитет. Мишенью в первой группе являются люди, которые не могут дать отпор – инвалиды, жертвы сексуального насилия и представители расовых меньшинств.
Обложки в первой группе затрагивают области жизни, которые, как мы согласны, находятся вне досягаемости шуток. Другими словами, есть вещи, которые мы не можем сказать, и поэтому с нашей стороны лицемерно читать лекции другим о свободе слова.
Причинение обиды
Это приводит нас к сердцу кошмара Charlie Hebdo. Рисунки, оскорбляющие мусульман, — это нападение на религиозное меньшинство в западной культуре.
Было бы неправильно говорить, что мусульмане на Западе совершенно бессильны. В некоторых западных правительствах есть министры-мусульмане. Но огромное количество мусульман живут в захудалых районах крупных городов, часто малообразованны и вынуждены жить в странах, находящихся в состоянии войны с их родиной.
Так чему же мы, специалисты творческих профессий, можем научиться у Charlie Hebdo? В то время как немногие из нас в творческих индустриях заняты изображением сатирических изображений, которые могут стать поводом для расстрела, было бы недальновидно говорить, что наша работа не оказывает влияния на более широкую культуру.
Дизайн — это не беспроблемная деятельность. Большинство из нас заняты созданием образов и визуального обеспечения для нашего потребительского, ультраматериалистического общества. Мы делаем это без цели причинить вред.
Непредвиденные последствия
Но нельзя сказать, что наша деятельность без последствий. В глазах многих во всем мире наша работа создает образы западного изобилия, образы настолько мощные, что они являются одним из факторов (но отнюдь не единственным), который заставляет тысячи людей рисковать жизнью, чтобы попасть на Запад. разделить щедрость.
Не только это, но и люди, которых мы исключаем из этого мира изобилия — живущие в гетто, бедные, необразованные — более склонны набрасываться на тех, кто, кажется, владеет всем богатством и властью.
Как дизайнеры и творческие практики мы можем сказать, что это не имеет к нам никакого отношения, и что у нас нет власти или влияния. Тем не менее, мы быстро требуем похвалы, когда наша работа успешна. Это лицемерно. У нас не может быть и того, и другого.
Если история ужасов Charlie Hebdo нас чему-то и учит, так это крайний и ужасающий пример того, как акты творчества иногда могут иметь неожиданные последствия.
Слова: Адриан Шонесси
В 1989 году Адриан стал соучредителем дизайнерской компании Intro. Сегодня он руководит ShaughnessyWorks и является партнером-основателем независимого издательского предприятия Unit Editions. (откроется в новой вкладке)выпуская книги по дизайну и визуальной культуре.
Повлияют ли убийства в Charlie Hebdo на вашу работу? Используете ли вы самоцензуру в творческих проектах? Твитните свои мысли, чтобы @ComputerArts (откроется в новой вкладке) используя #DesignMatters. Это эссе впервые появилось в журнале Computer Arts 237: Pick the Perfect Typeface. (откроется в новой вкладке).
Понравилось это? Попробуйте это…
[ad_2]